На северо-востоке Вологодской области, несколько выше того места, где сливаются Сухона и Юг, привольно раскинулся древний Великий Устюг. Нетороплив ритм его современной жизни, в картину которой, словно драгоценные украшения вплетаются зримые приметы далекого прошлого.

Название "Устюг" означает "устье Юга", одной из двух рек, Юг и Сухона, которые образуют третью - Северную Двину. Ровесник Москвы и Вологды, основанный в 1147 году как форпост северных рубежей России, в конце XVI века наречен был "Великим" за исключительную важность города в экономической, духовной и культурной жизни русского государства.

Путешественника город встречает своим главным фасадом - Набережной с длинной вереницей храмов, колоколен, невысоких старинных особняков, живописно выстроившихся вдоль левого берега Сухоны. Ядро города сложилось на месте Соборного дворища. Деревянная застройка Устюга не сохранилась, и представление о ней дают главным образом письменные источники.

Во второй половине 17 века - первой половине 18 века отстраиваются в камне главные архитектурные ансамбли города - Соборное дворище и Архиерейский дом, Михайло-Архангельский, Троице-Гледенский и Спасо-Преображенский монастыри, Дымковская слобода на противоположном берегу Сухоны, возводятся многочисленные приходские храмы.

С начала 18 века в храмовом зодчестве Устюга заметное место занимают динамичные, строго уравновешенные композиции ярусного типа, зародившиеся в московской архитектуре последней четверти 17 века. Фасады устюгских зданий и храмов украшаются изразцами местного производства. Эффектной принадлежностью интерьера некоторых храмов и жилых домов вплоть до 20 века были великолепные изразцовые печи, сохранившиеся в ряде построек до настоящего времени. Также коллекцию изразцовых печей можно увидеть в Великоустюгском историко-архитектурном музее-заповеднике, в здании Открытого хранения фондов.

Великий Устюг - центр мощного подъема православия в XV-XVII веков, здесь сохранились 20 храмов, церквей и монастырей. Великий Устюг, сохранивший дух истинного православия, стал родиной знаменитых русских святых - Стефана Великопермского, Иоанна Устюжского, Праведного Прокопия, преподобного Киприана. Гости, приезжающие сюда в поисках духовного света могут прикоснуться душой и сердцем к намоленным святыням устюгской земли. Гостей ждет паломничество к святым мощам, чудотворным иконам и к святым источникам, знакомство с шедеврами русской иконописи 15-17 веков.

На красивой Набережной расположен действующий храм Прокопия Праведного. Покоряют посетителей экспонаты выставочного комплекса церкви Николы Гостиного, особенно редкая Новоафонская икона Божией Матери Утешения и отрады, где лик Богоматери светится безграничной любовью к сыну Иисусу Христу и всему человечеству.

Огромную роль в интерьерах храмов играли многоярусные резные иконостасы, в которых наряду с пышной декоративной резьбой барочного характера встречается редчайшая для православных храмов России объемная деревянная скульптура. К числу шедевров относится пятиярусный иконостас собора Троице-Гледенского монастыря (80-е годы 18 века).

Закаленные в сражениях, выносливые, одаренные смекалкой и природной любознательностью устюжане прославили родной город многими подвигами. 16-17 века - время процветания Великого Устюга, чему способствовало выгодное расположение в средоточии главных торговых путей Русского Севера. Это устюжане прошли всю Сибирь, побывали на островах Тихого океана, осваивали Русскую Америку, участвовали в первом кругосветном плавании, поставляли в Сибирь хлеб, заводили там соляные варницы, пахали землю, промышляли зверя, строили городки и храмы.

Устюжане Семен Дежнев и Федот Попов в 1648 году проплыли от устья Колымы в тихий океан, обогнули Чукотский полуостров, открыв пролив между Азией и Америкой. Устюжанин Ерофей Хабаров исследовал бассейн реки Лена, совершил ряд походов в Приамурье, и город Хабаровск назван в его честь. Устюжанин Владимир Атласов в 17 веке присоединил к Русскому государству Камчатку и положил начало новой полосе экспедиций в Тихий океан, которые привели русских мореплавателей в Западную Америку, на Курильские, Командорские и Алеутские острова. Устюжанин Василий Шилов составил карту пространства от Берингова пролива до Аляски. В память о беспримерных по дерзости и отваге походах устюжан поставлен памятник Семену Дежневу в центре города.

В 17 веке в городе сложился состав профессионального купечества. Наиболее крупные состояния имели купцы гостиной сотни (Гусельниковы, Усовы-Грудцыны, Ревякины, Босые), занимающиеся посредническими операциями по обмену русских и импортных товаров на сибирскую пушнину.

В конце 18 века была учреждена Российско - американская компания, в ее владения входили Алеутские, Курильские и другие острова, земли на Аляске. Первенствующим директором крупнейшей акционерной компании более 20 лет был устюгский купец М.М. Булдаков. Во второй половине 19 - начале 20 веков предприимчивое устюгское купечество открывает в городе ряд промышленных предприятий. Тончайшие льняные ткани фабрики Грибанова, масло и олифа маслобойного завода Чебаевских, клееная фанера завода И.Я.Львова, карамели кондитерской фабрики купца Ноготкова, пиво и лимонад завода Зебальда пользовались огромной популярностью и имели широчайший сбыт. Устюжане наладили строительство, ремонт речных судов на северных реках, владели пароходством.

Высокого уровня в Великом Устюге достигает развитие ремесел, во второй половине 17 века в отмечены умельцы 55 специальностей. Занимались горожане переработкой сельскохозяйственного сырья, обработкой металла, дерева, глины, но особенно славились устюгские иконописцы, ювелиры, кузнецы.

Мировую известность городу принесло искусство чернения по серебру. Яркие декоративные тематические композиции, мотивы растительно-цветочного орнамента, золочение, тонкость рисунка, мягкость и глубина гравюры делают изделия мастеров "Северной черни" уникальными.

На Русском Севере Великий Устюг и Шемогодская волость Великоустюжского уезда в 18 -19 веках стали центрами художественной резьбы и росписи по бересте. Расписные туеса, хлебницы, коробейки, шкатулки, табакерки, портсигары нарядны и необычны. Древними традициями отличается искусство кованого и просечного железа. Железным кружевом украшали дверные и сундучные петли, замки, сундуки, хоругви, киоты для икон, ажурными подзорами обрамляли свесы кровель жилых зданий, главы церквей.

Великий Устюг - архитектурная жемчужина Русского Севера, где взято под государственную охрану 148 памятников зодчества. В 1986 году приказом министра культуры СССР Великий Устюг включен в список исторических городов союзного значения, а местный краеведческий музей в 1988 году получил статус музея-заповедника. В его фондах хранится более 90 тысяч уникальных предметов, коллекции иконописи, книг, нумизматики, местных художественных промыслов.

Побывав в нашем городе, соприкоснувшись с прошлым, с истоками русской жизни, славянской культуры, лучше понимаешь суть происходящего в современном мире, получаешь заряд энергии для свершения добрых дел.

Неповторимый колорит Великого Устюга, красота северной природы, богатое историческое и культурное наследие - все это послужило основанием для появления уникального проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза".

Недалеко от Великого Устюга в сосновом бору расположена Вотчина Российского Деда Мороза. Ожила сказка, любимая и детьми, и взрослыми: живой, настоящий Дед Мороз на берегу красавицы Сухоны, в резном чудо-тереме круглый год встречает гостей. Сияет цветными огнями нарядная елка, появляется Дедушкина волшебная свита - матушка Зима да красное Лето, девица-красавица Весна да сударушка Осень, да все двенадцать Братьев-Месяцев. Белобородый сказочный Дед Мороз, ведающий чудесной новогодней сказкой, занят важным делом - готовит с помощниками подарки и сувениры, письма детей читает и ответы пишет, а главное - помогает устюжанам творить новую добрую сказку. Атмосфера добра и радушия царит в лесной резиденции зимнего Волшебника, вечерние краски Вотчины просто завораживают! Во дворце у Деда Мороза есть свой кабинет, мастерские, библиотека, спальня, выставочные залы. В Сказочном лесу можно прогуляться по тропе сказок, побывать на игровых полянках, прокатиться с горки, увидеть настоящих лесных животных в зоопитомнике.

Великоустюгская земля издавна славилась заповедными преданиями, дедовскими устоями и обычаями. Сохранилось несколько сказаний о русском Деде Морозе, который приходит в дома к людям в православные рождественские праздники, чтобы потешить взрослых и ребятишек. В них рассказывается о том, "откуда Дед Мороз этот достославный явился, как людям потом пригодился, чтобы всякий ему дивился".

"Сказка про то, как появился Дед Мороз в старинном граде Устюге"

"…Жил некогда добрый Дед Мороз в селе Морозовица, что неподалеку от Устюга расположено, очень детишек любил и возился с ними каждую минуту. Ценили его сельчане за широту души и веселый характер, ждали целый год, когда Рождество да Новый год настанут, когда на Святках Дед большущие сани-розвальни достанет, запряжет тройку лихих коней и айда, ребятня, кататься! Мчит по Морозовице тройка, бубенцы гремят, заливаются. А посреди саней стоит кумачовый мешок с гостинцами, в нем конфеты и пряники, орехи и игрушки - ребятишкам на радость. Добрый Дед кому гостинец подарит, кому сказку расскажет, а кого по головке погладит. Слава о нем разнеслась по земле Вологодской далеко за ее пределы, прозвали старика Дедом из Морозовицы, а потом и вовсе Дедом Морозом величать стали. Пристрожил он всю нечисть лесную, что людей смущала, да детей стращала, всех в такую глухомань упрятал, что сидят они там и нос боятся высунуть. Вот так-то. Нашенский он, Дед Мороз, Вологодский!"